Фонд «Академия Российского телевидения»

Фонд «Академия Российского телевидения» учрежден в 1994 году ведущими телекомпаниями по инициативе группы самых авторитетных деятелей российского телевидения. На базе Фонда действует Академия Российского телевидения, которая также была учреждена в 1994 году. Академики первого призыва – а их было всего 12 – люди с безупречной телевизионной репутацией и неоспоримым профессиональным авторитетом. Они представляли собой своеобразный телевизионный Олимп и группу единомышленников одновременно.

Первый состав Академии выбирали, что называется, всем миром. Всем телевизионным миром. Руководители каналов, ведущие, корреспонденты, критики и теоретики ТВ по просьбе учредителей писали свои списки, в которых значились имена самых, с их точки зрения, достойных представителей «цеха». Потом подсчитали голоса. Те, кто набрали их наибольшее количество, и стали первыми «академиками». Вот их гордые имена: Игорь Беляев, Святослав Бэлза, Владимир Ворошилов, Евгений Гинзбург, Марина Голдовская, Евгений Киселев, Владимир Молчанов, Сергей Колосов, Владислав Листьев, Анатолий Лысенко, Владимир Познер, Эльдар Рязанов. Запомните их: они были первыми.

С тех пор Академия почти ежегодно пополнялась новыми членами, при этом в самом процессе расширения состава академиков прослеживается определенная закономерность – бурное развитие телеиндустрии и жанровое многообразие телевизионного продукта. Академия Российского телевидения сегодня насчитывает более 550 членов, авторитетное мнение которых высоко ценится в профессиональном сообществе.

На протяжении семнадцати лет Фонд проводил Национальный телевизионный конкурс «ТЭФИ». Бронзовая статуэтка работы Эрнста Неизвестного – приз, вручаемый лауреатам премии «ТЭФИ» – стала символом профессиональной состоятельности людей разных телевизионных специальностей.

С каждым годом все большее значение обретает другой проект Фонда - Всероссийский телевизионный конкурс «ТЭФИ-Регион». Сегодня этот конкурс является главным профессиональным ориентиром и, вместе с тем, связующим звеном для множества региональных телекомпаний России. Финальные мероприятия конкурса «ТЭФИ-Регион» сопровождаются встречами, круглыми столами, дискуссиями и мастер-классами.

Фонд «Академия Российского телевидения» активно продолжает работать с зарубежными телекомпаниями и профессионалами телевидения. Успешно проведены Дни российского телевидения в различных странах. Члены Академии под эгидой Фонда принимают участие в крупных российских и международных медиафорумах.

Важным событием является ежегодный Международный телевизионный фестиваль «ТЭФИ-Содружество», направленный на установление сотрудничества между телекомпаниями и профессионалами медиа отрасли стран СНГ и Ближнего Зарубежья. Поддержка Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, заинтересованное отношение телевизионного сообщества в странах Ближнего Зарубежья открывает новые возможности для продуктивного сотрудничества и творческого диалога деятелей телевидения.

В 2015 году Фонд «АРТ» с успехом провел первый Всероссийский телевизионный конкурс «Студенческий ТЭФИ». Цель конкурса - выявление и поощрение лучших студенческих работ и студентов российских ВУЗов, обучающихся по телевизионным специальностям, повышение уровня подготовки будущих телевизионных специалистов в рамках образовательной программы конкурса. Принято решение о ежегодном проведении конкурса.

В 2017 году Фонд «АРТ» совместно с Общероссийским общественным движением «Бессмертный полк России» учредил Международный телевизионный конкурс «ТЭФИ-Бессмертный полк».

В этом же году состоялся первый Всероссийский студенческий фестиваль «СТАРТАП», организованный Фондом «АРТ» впервые. Его цель - выявление разработанных студентами российских вузов перспективных стартапов различных форматов в области информационных и медиатехнологий.

История «ТЭФИ»

Причастных к рождению «ТЭФИ» оказалось неожиданно много, что лишний раз свидетельствует: «ТЭФИ» - это победа. Только у победы бывает изрядное количество родителей - поражение, как известно, сирота. «Идея носилась в воздухе», - так начинают свой рассказ о далеком уже 1994-м те, кто участвовал в процессе создания «ТЭФИ». Разумеется, телевидение родилось не в начале 90-х. И премий за долгую историю своего существования получило немало. Вот только идеологические соображения при награждении превалировали над творческими. Телевидение – коллективный пропагандист, агитатор и организатор – соответственно и получало по заслугам: за масштабные проекты, посвященные советской истории, за фильмы об Ильичах, за «Время» - главную программу страны.

Великая монополия Гостелерадио рухнула вместе с великой страной. Работники идеологического фронта, «солдаты партии» разбредались по частным телекомпаниям, которые в начале 90-х начали расти как грибы после дождя. Новое телевидение нуждалось в творческих критериях и профессиональных оценках, утраченных под напором судьбоносных перемен и наступавшего рынка. Пришла пора судить друг друга по самому высокому – «гамбургскому счету».

Именно тогда ведущие телекомпании страны создали Российский фонд развития телевидения (с 2001 года - Фонд «Академия Российского телевидения»), который вскоре учредил Академию Российского телевидения. И «ТЭФИ» превратилась в полноценную премию национального масштаба, за которую теперь борются и ведущие федеральные каналы, и региональные телекомпании.

А имя перспективному «ребенку» придумала Маша Шахова в 1994 году руководитель пресс-службы НТВ. И оно оказалось настолько удачным, что никто сегодня не может даже вспомнить, какие были варианты. «ТЭФИ» - сокращение от «телевизионного эфира». Тогда, отдельные чересчур образованные критики сетовали на совпадение этого имени с псевдонимом знаменитой российской писательницы начала века – Тэффи. Однако ж скоро новорожденная полностью затмила свою престарелую тезку – та, во-первых, и мечтать не могла о такой рекламе, а, во-вторых, и представить не сумела бы темпов падения образовательного уровня масс.

Так что «ТЭФИ» у нас одна. Это наше телевизионное «все». В виде премии. И в виде бронзовой статуэтки, сотворенной по эскизам великого Эрнста Неизвестного. Эту работу увидел когда-то в его мастерской Владимир Познер. А когда понадобился изобразительный символ телепремии – вспомнил о ней и предложил скульптору сотрудничество.